Цифровые технологии стремительно ворвались в нашу жизнь около 20 лет назад вместе с компьютером. Около 15 лет назад нашим хорошим помощником стал мобильный телефон. Более 10 лет прошло с тех пор, как высокоскоростной интернет стал широко доступен. Сегодня практически невозможно представить себе человека, который не пользовался бы этими благами цифровой эпохи, зачастую объединёнными в одном достаточно миниатюрном устройстве – смартфоне! Оно объединяет в себе и телефон, и компьютер, и терминал для скоростного доступа в интернет, и фотокамеру, и видеокамеру, и целую цифровую физическую лабораторию. Вот и современное образование немыслимо без современных информационных и коммуникационных технологий, и дело чести педагога использовать возможности, которые они предоставляют.
В «Стратегии развития Нижегородской области», сформулированной в 2018 году, цифровому миру, цифровому обществу как части этого мира, новым стандартам образования как части общества отведено одно из первых мест.
Мне, как учителю точных и естественных дисциплин, особенно интересно внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Причем под цифровыми технологиями я имею в виду не только и не столько компьютерный презентации (которые являются лишь первым этапом внедрения цифровых технологий), сколько цифровые инструменты, помогающие учащемуся стать субъектом образования и положительно влияющие на качество образования. Достаточно полная классификация выглядит вот таком образом:
При всем разнообразии цифровых средств обучения не надо считать их чем-то навязанным сверху. На самом деле это все наши помощники в деле учения и воспитания. Особенности цифрового образования помогут учителю сделать урок насыщеннее, интереснее.
Рассмотрим упрощенную структуру современной школы. В центре ее находится ученик, а учитель является наставником, помогающим ученику открывать новое. Кроме того, совершенно необходимыми составляющими являются директор и его заместители. Также на школу имеют огромное влияние и внешние относительно школы факторы: руководящие организации, социальные партнеры и родители учеников.
У каждого элемента этой схемы уже сейчас есть своё цифровое лицо: официальный сайт и электронная почта организации, профиль учителя, ученика или родителя в соцсетях.
И уже сейчас они используют цифровые технологии в общении между собой: идут электронные письма от руководящих организаций в школу, директор и его заместители их сортируют и обрабатывают, рассылают по электронным ящикам учителей, которые в свою очередь используют их в работе. Но так как главное в школе – общение ученика и учителя, то рассмотрим цифровые технологии во взаимодействии именно этих двух субъектов образования.
Давайте вернемся к цифровым средствам обучения и посмотрим, какие именно инструменты, позволяющие улучшить качество образования, наши учителя используют в своей практик.
Некоторые части схемы уже закрыты инструментами, которые известны большинству из присутствующих сегодня в зале: это дневник точка ру, который используется во всех школах района в качестве электронного дневника; компьютер, смартфон и интерактивная доска в качестве инструментов, дополняющих книгу, тетрадь и ручку; электронная почта, программы мгновенного обмена сообщения и социальные сети как системы оперативного общения.
Предлагаю уважаемому сообществу поподробнее остановиться на ресурсах и методах, которые мне, как учителю-практику импонирует и я эффективно использую в своей деятельности, которые, как я считаю, способствуют увеличению познавательного интереса школьника к моим предметам (информатике и физике), и, в итоге, повышению качества образования.
Среди онлайн-ресурсов я выбрал те, которые позволяют учащемуся стать субъектом образования, вместе с учителем проводить проектную работу.
Thinglink.com мы используем для создания интерактивных картинок, схем, для перевода реального сложного объекта, процесса или явления в виртуальный мир, разложения его на составные части и выявления взаимосвязи между этими частями.
Fyuse.com — приложение для пространственной фотографии, которое позволяет делать трехмерные снимки всем владельцам смартфонов. Эти изображения («фьюзы») можно рассматривать, поворачивая телефон или проводя пальцем по экрану. Fyuse фиксирует пространство независимо от времени, так что можно рассмотреть интересующий предмет со всех сторон в удобном темпе.
Piktochart – это инфографическое приложение, которое позволяет любому пользователю, даже совсем без опыта, создавать графические дизайны, инфографику и визуальные эффекты с использованием тематических шаблонов. Пикточат – хорошая замена для PowerPoint, как инфографика – отличная замена для презентаций в некоторых случаях. Инфогра́фика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна. Спектр её применения огромен: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.
Padlet – это веб-сайт, который позволяет вместе с другими пользователями производить проектную работу, используя текстовые сообщения, фотографии, ссылки и любые другие цифровые объекты, в том числе и рассмотренные ранее. Каждое такое место для общения называется “стена”. Можно использовать Падлет как стену, на которую любой человек, ученик, имеющий к ней доступ, может оставить любой цифровой объект, например при выполнении группового проекта.
После того, как групповой проект будет выполнен, учитель может перенести цифровые объекты, которые заслуживают это, в отдельную «стену», или доску, например на сайте netboard.me, где и зафиксировать текущее, или конечное состояние группового проекта, в то время как на Падлет продолжать его дорабатывать, даже может быть с другим контингентом ребят.
Итак, мы закрыли еще одну часть нашей схемы, а именно «Обучающие компьютерные программы, электронные учебники и онлайн ресурсы. Следующая часть - информационно-управляющая система (ИУС), они-же LMS (Learning Managment System) - система управления обучением.
Самым известным примером такой системы является, пожалуй, Moodle, она используется, например в Спасской школе как виртуальная обучающая среда для удаленной работы учителя с учениками, но многие пользователи отмечают, что она очень сложна в использовании.
Другая ИУС, Classroom создавалась в качестве ещё одной службы Google, которую можно использовать для образования, как и уже известные Gmail, Docs и Drive. Служба Google Classroom готова обеспечить пользователей универсальным решением для работы - путём объединения быстрой интеграции с Google Drive, удобного интерфейса и новых возможностей, столь необходимых педагогам.
Под электронные журналом, последней незакрытой секцией нашей схемы, мы понимаем не школьный журнал, выполненный в электронной форме, а научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные журналы в дополнение к учебнику, а также содержание множества сайтов соответствующей направленности в сети Интернет. Так что, спросите вы, мне каждый день заходить на несколько десятков сайтов с научной и методической информацией, мониторить их на предмет появления новых материалов?
Нет, отвечу я вам, пусть за вас это делает специальная программа, сервис Feedly. Нужно лишь один раз подписаться на обновления нужного вам сайта, и фидли будет всегда готов предоставить вам все новости со всех подписанных сайтов сразу же по их выходу.
Отдельным плюсом всех вышеперечисленных сервисов является их мобильность. В любом месте и в любое время вы и ваши ученики можете быть в связке, выполнять групповые проекты и получать самую свежую информацию из мира науки и образования. Для этого необходим только смартфон и подключение к Интернет. Тем более наши дети и так с ними не расстаются, и нам, учителям, вместо того, чтобы с этим бороться, нужно это возглавить, показать ученикам, что смартфон и интернет это не только игрушка, но и средство учения.
Но в тоже время нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика, так как им управляет живой разум, в данном случае учитель. Но электронное обучение, цифровые технологии обязательно скажутся на качестве образования, на его повышении.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий